7 декабря 2015, 09:41
Кулачные бои: «Кто выигрывает, тот покупает водку». Или, как развлекались и чем жили наши предки.
Казалось бы, как можно связать территорию, и вид физической культуры и спорта? А как народность влияет на занятия физкультурой? У наших Амурских предков не было спортзалов и специальных спортивных тренажеров. Тем не менее, большинство держало себя в отличной форме и отличалось исправной физической подготовкой.
Уже началу ХХ века казаки и крестьяне составляли значительную по численности группу населения нашей области. Пока формировалось население Приамурья, происходили и другие интересные процессы. А именно: некоторые привычки и традиции физического воспитания переносились на новые территории.
Еще во время первых сплавов, Муравьев, предвидя многочисленные проблемы походной жизни, и обустройства на новых землях нагружал казаков силовыми упражнениями. Что примечательно, и сам, по свидетельству сподвижников, принимал в этом участие. Он во время стоянок и привалов показывал различные гимнастические упражнения, приказывал устраивать разнообразные подвижные игры. Время шло, а привычки сохранялись. Сохранились они и после обустройства на новых землях.
Казаки в принципе, в своей жизни не могли обойтись без крепкой физической закалки.
К. Седых, у казаков «...испокон веков заведенное состязание в силе, молодечестве». Эти состязания: джигитовка, стрельба, рубка шашкой - требовали усиленных тренировок.
Постепенно, физическая подготовка казаков стала одним из основных направлений работы казачьих школ.
По своей сути военно-спортивные традиции казаков коренились в жизни и быте свободного древнерусского населения, но с превращением русского крестьянства в закрепощенное сословие оно в значительной мере утратило их в связи с увеличением в жизненном укладе доли тяжелого крестьянского труда.
У молокан и старообрядцев, которые отвергали вмешательство государства и православной церкви в их жизнь и деятельность, и отрицали внешнюю обрядность и развлечения, а исповедовали культ труда, физическая культура была связанна с образом жизни и трудовой деятельностью.
Молокане, занимающие центральную, степную часть области занимались охотой, стрельбой, ходьбой на лыжах. Разводили скот, занимались коневодством в том числе.
Крестьяне Тамбовки и Толстовки устраивали соревнования по ходьбе на лыжах, езде на санях, по стрельбе.
Крестьяне Томской волости (современный Белогорский район) и Зазейского района были прекрасными охотниками. По несколько суток они могли находиться в холодное время в тайге, на лыжах преодолевали десятки километров по глубокому снегу. Кроме того, в праздничные дни устраивались различные состязания: лазанье на столб, перетягивание палки, прыжки в длину.
Староверы, заселившие в основном таежные места по берегам рек, занимались охотой, рыболовством, многие служили лоцманами на пароходах и сплавляли лес, вырабатывали с детства соответствующие навыки и умения.
В деревнях Амуро-Зейской волости, расположенных по Зее (совр. Свободненский район), основу населения составляли старообрядцы - «семейские». Здесь особенно почитали праздники Святой Пасхи, Троицы и Ивана Купала, когда устраивались старинные игры. Почти все взрослое население умело плавать. Молодежь и дети устраивали заплывы – как это тогда называлось, «спорили».
Православные крестьяне (русские, украинцы, белорусы) также очень активно проводили свой досуг в выходные и праздничные дни: устраивали различные игры, развлечения, среди которых были популярны борьба, кулачный бой, силовые игры, характерные для соответствующих регионов России, откуда они прибыли.
Г. Т. Муров:
«Книга очерков по русскому Дальнему Востоку»
«А праздников и гулянок у крестьян-переселенцев многое-множество, кроме годовых. Но гулянки бывают преимущественно осенью и зимою... Прибавьте к этому все большие годовые и малые праздники, дни особо чтимых святых, святки - 2 недели, Масленицу - 7 дней и столько же Св. Пасхи. Лично я не вижу в подобных гуляньях предосудительного. Почему же и не погулять «от трудов праведных»,… тем более что у крестьян нет никаких различных удовольствий... Происходят драки, ссоры и разного рода состязания. Устраивают даровое зрелище (вроде боя быков или петухов). Например, ссорят ребятишек. А когда те дойдут до остервенения, устраивают войнишку или общую баталию. В последней принимают участие и парни. При этом одни держат «заклад» за одну партию дерущихся, другие за другую. Кто выигрывает, тот покупает водку, и тут же все распивают ее. Так вот какие праздничные, уличные картины в деревне».
В каждой деревне и поселке бытовали свои игры, песни и пляски, привезенные из родных мест, откуда прибыли переселенцы .
- Казачество сохранило древнерусские традиции физического воспитания свободного общинника, одновременно труженика и воина, которые в более позднее время вошли составной частью в систему воинского воспитания. Некоторые, видоизменились в любительские и профессиональные виды спорта.
- Крестьянство, превратившись в податное и зависимое сословие, постепенно утратило этот системный подход к собственному физическому совершенствованию и до отмены крепостного права не имело возможности восстановить прежние традиции.
Амурское переселенческое крестьянство вынуждено было культивировать только те навыки и приемы, которые исходили из местных условий и были связаны с охотой, рыболовством, разведением скота. Древние приемы борьбы, кулачного боя, других состязаний и их сущность во многом были забыты или превратились в праздничные развлечения вроде «петушиных боев».
Незавершенность освоения территории и необходимость направлять все усилия на развитие хозяйства ограничивали возможности амурского крестьянства развивать культуру, в том числе и физическую, за исключением навыков, способствующих выживанию.
Уже началу ХХ века казаки и крестьяне составляли значительную по численности группу населения нашей области. Пока формировалось население Приамурья, происходили и другие интересные процессы. А именно: некоторые привычки и традиции физического воспитания переносились на новые территории.
Еще во время первых сплавов, Муравьев, предвидя многочисленные проблемы походной жизни, и обустройства на новых землях нагружал казаков силовыми упражнениями. Что примечательно, и сам, по свидетельству сподвижников, принимал в этом участие. Он во время стоянок и привалов показывал различные гимнастические упражнения, приказывал устраивать разнообразные подвижные игры. Время шло, а привычки сохранялись. Сохранились они и после обустройства на новых землях.
Казаки в принципе, в своей жизни не могли обойтись без крепкой физической закалки.
К. Седых, у казаков «...испокон веков заведенное состязание в силе, молодечестве». Эти состязания: джигитовка, стрельба, рубка шашкой - требовали усиленных тренировок.
Постепенно, физическая подготовка казаков стала одним из основных направлений работы казачьих школ.
По своей сути военно-спортивные традиции казаков коренились в жизни и быте свободного древнерусского населения, но с превращением русского крестьянства в закрепощенное сословие оно в значительной мере утратило их в связи с увеличением в жизненном укладе доли тяжелого крестьянского труда.
У молокан и старообрядцев, которые отвергали вмешательство государства и православной церкви в их жизнь и деятельность, и отрицали внешнюю обрядность и развлечения, а исповедовали культ труда, физическая культура была связанна с образом жизни и трудовой деятельностью.
Молокане, занимающие центральную, степную часть области занимались охотой, стрельбой, ходьбой на лыжах. Разводили скот, занимались коневодством в том числе.
Крестьяне Тамбовки и Толстовки устраивали соревнования по ходьбе на лыжах, езде на санях, по стрельбе.
Крестьяне Томской волости (современный Белогорский район) и Зазейского района были прекрасными охотниками. По несколько суток они могли находиться в холодное время в тайге, на лыжах преодолевали десятки километров по глубокому снегу. Кроме того, в праздничные дни устраивались различные состязания: лазанье на столб, перетягивание палки, прыжки в длину.
Староверы, заселившие в основном таежные места по берегам рек, занимались охотой, рыболовством, многие служили лоцманами на пароходах и сплавляли лес, вырабатывали с детства соответствующие навыки и умения.
В деревнях Амуро-Зейской волости, расположенных по Зее (совр. Свободненский район), основу населения составляли старообрядцы - «семейские». Здесь особенно почитали праздники Святой Пасхи, Троицы и Ивана Купала, когда устраивались старинные игры. Почти все взрослое население умело плавать. Молодежь и дети устраивали заплывы – как это тогда называлось, «спорили».
Православные крестьяне (русские, украинцы, белорусы) также очень активно проводили свой досуг в выходные и праздничные дни: устраивали различные игры, развлечения, среди которых были популярны борьба, кулачный бой, силовые игры, характерные для соответствующих регионов России, откуда они прибыли.
Г. Т. Муров:
«Книга очерков по русскому Дальнему Востоку»
«А праздников и гулянок у крестьян-переселенцев многое-множество, кроме годовых. Но гулянки бывают преимущественно осенью и зимою... Прибавьте к этому все большие годовые и малые праздники, дни особо чтимых святых, святки - 2 недели, Масленицу - 7 дней и столько же Св. Пасхи. Лично я не вижу в подобных гуляньях предосудительного. Почему же и не погулять «от трудов праведных»,… тем более что у крестьян нет никаких различных удовольствий... Происходят драки, ссоры и разного рода состязания. Устраивают даровое зрелище (вроде боя быков или петухов). Например, ссорят ребятишек. А когда те дойдут до остервенения, устраивают войнишку или общую баталию. В последней принимают участие и парни. При этом одни держат «заклад» за одну партию дерущихся, другие за другую. Кто выигрывает, тот покупает водку, и тут же все распивают ее. Так вот какие праздничные, уличные картины в деревне».
В каждой деревне и поселке бытовали свои игры, песни и пляски, привезенные из родных мест, откуда прибыли переселенцы .
- Казачество сохранило древнерусские традиции физического воспитания свободного общинника, одновременно труженика и воина, которые в более позднее время вошли составной частью в систему воинского воспитания. Некоторые, видоизменились в любительские и профессиональные виды спорта.
- Крестьянство, превратившись в податное и зависимое сословие, постепенно утратило этот системный подход к собственному физическому совершенствованию и до отмены крепостного права не имело возможности восстановить прежние традиции.
Амурское переселенческое крестьянство вынуждено было культивировать только те навыки и приемы, которые исходили из местных условий и были связаны с охотой, рыболовством, разведением скота. Древние приемы борьбы, кулачного боя, других состязаний и их сущность во многом были забыты или превратились в праздничные развлечения вроде «петушиных боев».
Незавершенность освоения территории и необходимость направлять все усилия на развитие хозяйства ограничивали возможности амурского крестьянства развивать культуру, в том числе и физическую, за исключением навыков, способствующих выживанию.
7011
4
Предыдущие комментарии 1
Сергей Кашуба
Сергей Кашуба10 декабря 2015 08:55
Спасибо за отзыв! Очень рад, что Вам понравилось! Ждите новых интересных и любопытных постов!)))))))
1
Ещё
Ёся
Ёся8 августа 2016 05:40
Только нашла этот блог по краеведению, а он оказывается закончился уже... печально автор здесь больше не появляется?
2
Ещё
Сергей Кашуба
Сергей Кашуба8 августа 2016 11:40
Автор просто не может найти время для написания очередного поста! Я постараюсь позднее опубликовать что-нибудь интересное! Чтобы вы хотели прочитать в следующих постах?!
1
Ещё