Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
Интервью

«Требуется кассир. Зарплата 40 000 рублей. Зарплата выше, чем у меня»: благовещенский учитель о школе, детях и системе образования

26 сентября
8220

Александр Раков работает учителем географии и классным руководителем 6 «В» класса в лицее № 11 Благовещенска. Его педагогическая карьера началась в 2014 году — сразу после выпуска из БГПУ он решил работать в школе.

Сейчас учитель активно ведет социальные сети и участвует в самых разных мероприятиях и конференциях в попытке улучшить систему образования. «Я каждый год думаю о том, чтобы уйти из школы», — говорит он, ведь учительская доля тяжела. Но энергия детей, вера в изменение системы образования и желание быть в курсе современных тенденций заставляют Александра продолжать работу и не сдаваться.

«Кринж мы не будем говорить на уроке»

Когда Александр поступал в университет, он не планировал становиться учителем. Сдал ЕГЭ по географии и думал, что свяжет свою жизнь с туризмом. Но четвертый курс стал переломным — после учебной практики он понял, что хочет стать педагогом.

— Общение с детьми — это самое яркое, что есть в этой профессии. Не стоишь на месте, всегда куда-то движешься, узнаешь что-то новое, новый язык. Язык, который был современным в мою молодость, сейчас уже не используется. Появляются новые технологии, которые приносят новые слова в речь детей. Не факт, что эти слова мы будем использовать, например, «кринж» мы же не будем говорить на уроке. Но дети держат меня в курсе событий, — считает Александр.

01/


Сейчас он ведет географию у параллелей 6-10 классов. В обучении детей учитель использует только пряники и никаких кнутов: юмор, демократическое открытое общение, игры и современные технологии.

«Партия выдвинула нам длинную петицию о том, что я не прав»

С детьми Александр работает мирно, старается обходиться без конфликтов, но иногда случаются разные мелочи: ребенок с оценкой не согласится или 6 «В» двоек нахватает.

— Где-то не ту оценку поставил, где-то дети думают, что неправильно придираюсь. Но я ведь просто так никогда не придираюсь. Каких-то ярких конфликтов испанских не было еще.

Один раз у меня было: я не пустил девочку на урок — она опоздала на 30 минут. В итоге договорились об обоюдных извинениях. А так дошли они до приемной одной из политических партий, которая выдвинула нам длинную петицию о том, что я не прав. Не знаю, почему выбрали обратиться именно туда — видимо, она у них рядышком с домом была, — вспоминает педагог.

«Накосячили немного детки мои»

Ребят в своем 6 «В» он называет хорошими. Но шутит, что они ему даны, чтобы подарить дергающийся глаз и укрепить нервы.



— Я вчера пришел их поругать, накосячили немного детки мои. А в итоге они меня насмешили. Это было неосознанно. Они не цирк передо мной устраивали, просто были какие-то цитаты забавные. Они очень ответственные, вот я говорю: «Надо идти и исправлять русский, нужно, чтобы на математике пятерки были». Все, на следующем уроке получают пятерки.

Поведение немножечко… Но мне кажется на то они и дети. На уроках шалят, разговаривают, на переменах бегают и некоторых учителей даже сносят. Резвятся, в общем, — поделился учитель.

«Я минут 30 могу фон в презентацию подбирать»

Расписание у географа заполнено на весь день. Проснуться в 7 утра, пойти на работу, провести уроки, сесть за проверку тетрадей, подготовится к следующим урокам. Так и весь день проходит — пора ложиться спать, а потом все заново.

— Я минут 30 могу фон в презентацию подбирать, это мое большое зло. На подготовку обычно трачу часа два. Время на проверку зависит от масштаба трагедии. На перемене можно успеть что-то проверить. А если есть окошечко, я хожу на курсы какие-нибудь, — рассказал Александр.

01/


В свободное время педагог учит испанский язык — начал еще во время пандемии. Чтобы почаще практиковаться, делает записи в своем блокноте на испанском. В красочном расписании в записной книжке тоже пишет не на русском, чтобы дети ничего не понимали.

— Я его учу, и чтобы учить лучше, пишу на нем. Когда работал в шестом лицее — у них же связь с ДВОКУ есть — там я общался с человеком с Экваториальной Гвинеи как раз на испанском. Я его учил русскому, а он меня испанскому, — сказал Александр.

«И я такой счастливый и довольный, ничего не надо делать!»

В этом году 16 амурских учителей отправляются на форум классных руководителей в Москве. Александру удалось попасть туда в прошлом году, а в 2023 у него не получилось пройти отбор, но он совсем не расстроился.

— Не прошел тренажер. Но я так спокойно к этому отнесся — не прошел и не прошел. Кто тренажер прошел, волновался: «А как теперь визитку снимать?». Я говорю: «А мне не надо!». И я такой счастливый и довольный — ничего не надо делать! — сказал педагог.

01/
 

Из прошлогоднего форума он вынес много полезных знакомств, сдружился с местными коллегами и прослушал выступления учителей из других городов.

— Были интересные секции от Академии «Просвещение» — там я стоял и слушал с открытым ртом. Географ из московской школы такие интересные примеры междисциплинарных заданий приводил: как связано извержение вулкана и книга про Франкенштейна, например, — вспоминает мужчина.

Почему дети не любят географию?

Александр убежден, что детям нужно давать интересные материалы, чтобы у них была мотивация учиться. Но школьная программа не позволяет это делать.

— Ожидания от географии первоначально очень завышены. Мы себе представляем географию так: изучение стран и народов, путешествия и так далее. А в итоге дети приходят и их заставляют в контурной карте рисовать черные квадратики и треугольнички, показывать железную руду и каменный уголь.

Это, конечно, навык важный, но дети класса с пятого начинают спрашивать: «А когда мы будем страны изучать?». Я говорю: «Ну, чуть-чуть в седьмом». Сама программа так построена. Понятно, что есть важные моменты, но акценты в самой образовательной программе нужно менять. В 10-11 классе я бы делал акценты на чем-то глобальном, — считает географ.

 
01/


Учитель отмечает, что дети приходят на уроки географии со знаниями из «Орла и Решки». Поэтому они уже знают, где потратить 100 долларов, как найти лучший хостел в Рио-де-Жанейро, но это не поможет от отличить субарктический от арктического климата по климатограмме.

«Они на выпуске уже могут жениться и замуж выходить, а в школе они ни единого выбора сделать не могут»

По его мнению, необходимо давать школьникам шанс на выбор предметов хотя бы с 9-го класса. Это поможет им стать более самостоятельными и почувствовать себя увереннее, подарит мотивацию учиться.



— Они на выпуске уже могут жениться и замуж выходить, если им 18 лет исполняется, а в школе они ни единого выбора сделать не могут. Конечно, нужно какой-то базис оставить. Или сделать два отдельных курса: базовый и расширенный, — сказал Александр.

«Пройдет еще лет 10, и снова будет в классах мало человек»

Отсутствие выбора — не единственная проблема в школьном образовании. В классах сегодня может быть от 30 детей. В 6 «В» сейчас 34 ребенка. В других классах, где Александр преподает географию, бывает и больше.

01/
 

— Когда-то давным-давно было ограничение в классах 25 человек. Сейчас таких ограничений нет — может быть и 36. У нас всегда говорят: «Давайте смотреть на Китай, там вообще по 40 человек учится!». Но у них дети другие!

Я пришел в школу в 2014 году, так уже было. Надо понимать, что мы в те года находились в небольшом демографическом пике, яма уже была пройдена, а до следующей еще идти и идти. Поэтому пройдет еще лет 10, и снова будет в классах мало человек, — рассказывает Александр.

Смена учебников и зарплата ниже, чем у кассиров

Частая смена учебников тоже привносит свои коррективы в педагогическую деятельность. Меняются программы, но не в лучшую сторону. Учителя вынуждены готовить новые материалы и менять подход после каждого такого изменения.



— Я вышел в сентябре, у меня было мало чего готово, потому что программы менялись, менялись учебники. За время моей работы учебники менялись четыре раза официально. Только привыкнешь, и тут уже все заново.

Они отличаются по структуре. Раньше было, например, население России — моя любимая тема — ее проходили в начале 9-го класса, а потом их спустили в конец 8-го. Это уже другой подход. Конец 8-го класса — нужно все быстренько успеть, и на мое любимое население оставалось совсем чуть-чуть, — пожаловался географ.


Но главная претензия педагога к учебникам — это не столько частая их смена, и даже не несоответствие тем возрасту школьников, а отсутствие синхронизации с другими предметами — математикой, историей и другими.

— Хотелось бы, чтобы они начали как-то договариваться с другими дисциплинами. Иногда выходит так, что мы начинаем с ними рисовать графики. На математике они этого еще не делали. А у меня один урок, чтобы дать кучу определений и графики научить рисовать, объяснить, как это делать.




Стереотип о маленькой зарплате учителей на самом деле совсем не стереотип. Низкий доход заставляет педагога задумываться о смене работы.

— Каждый год. Я каждый год думаю об уходе. Весна наступает, и я думаю: «Надо уходить. Уходить, уходить, уходить!». Но потом каникулы проходят, и я все равно возвращаюсь.

Я раньше ходил домой мимо одного супермаркета, иду и вижу объявление: «Требуется кассир. Зарплата 40 000 рублей». Зарплата выше, чем у меня, — рассказал мужчина.

«Редкий учитель будет мечтать стать директором школы»

Но пока Александр трудится учителем и видит себя в рамках этой профессии. О повышении думать не хочет.

— Мечтаю о признании детьми, родителями и коллегами. Редкий учитель будет мечтать стать директором школы. Я в первые годы, когда поступил в университет, думал: «Буду директором школы». А вот поработав, понимаешь, что это того не стоит.

01/


На самом деле директор много за что отвечает, но при этом некоторые учителя могут зарабатывать даже побольше, чем директор школы. Ты как учитель отвечаешь за то, что у тебя происходит здесь и сейчас, а как директор ты отвечаешь за это все. И неважно, здесь ты или нет тебя, — сказал Александр.

Фото: личный архив Александра Ракова
Видео: SOVA

Сейчас читают

Разборы Магия фильтров: 9 интересных приложений для обработки фото в Instagram И ещё пять, на которые стоит обратить внимание. Игры «Мстители» атакуют: тест на знание Кинематографической вселенной Marvel Вспоминаем Халка, Тора и Капитана Америку События Вяжут не только бабушки: амурчанки разного возраста рассказали о своем хобби 12 сентября — Международный день вязания крючком. Этим видом рукоделия занимаются самые разные люди. Неважно, кто ты — молодая мама в декрете или школьница, бизнесвумен или дизайнер, опытная вязальщица или начинающая, главное — получать удовольствие от любимого дела. Жительницы Благовещенска рассказали корреспонденту SOVA о своем увлечении. Фото Instagram читаемый: топ-9 блогеров Благовещенска, которые делают интересный контент SOVA собрала список для фолловинга Интервью Тайну нотариусы умеют хранить хорошо Как пандемия изменила труд нотариусов и какие новые нотариальные действия доступны гражданам? Беседуем с Асей Ароновной Казарян, президентом Нотариальной палаты Амурской области. События Благовещенск вдоль Амура: что показать гостям города? Гуляем вместе с SOVA. Интервью «Лежишь и думаешь: этими деньгами я квартиру оплачу»: анонимно о сексе за рубли SOVA поговорила с тремя жительницами Благовещенска. Разборы У нас винтажные песни: три года с «Радио «Мир» Интервью ко дню рождения наших коллег.